Ответить на комментарий

О стратегии преображения России: идеалы и шансы

О стратегии преображения России: идеалы и шансы

Доклад для обсуждения

5.2. Духовный потенциал

У народа России на протяжении тысячелетия с большими взлетами и падениями формировался и креп духовный стержень, основанный на православной вере, справедливости, добродетели, взаимопомощи, коллективизме, преданности родине, стойкости, выносливости, культе семьи, жертвенности, нестяжательстве. Эти основы в высшей степени проявились в страшные годы Великой Отечественной войны и обеспечили победу в ней.

Для преображающего развития России необходимо опе реться на решающую роль духовно-нравственной составляющей человеческого потенциала. Это может оказаться самой эффективной и малозатратной стороной стратегии.

Возрождение утерянной веры в национальные идеалы и собственные силы народа наиболее важно на новом кризисном этапе развития. Опыт обращения поль зующегося доверием людей государственного руководства ко всему народу на подобных критических этапах у России был в 1941 году — его можно использовать и сейчас, так как при нынешнем развитии событий стране также грозит полная потеря национального суверенитета.

Многие проблемы порождены разочарованностью населения в способности государства наладить нормальную жизнь в стране — возродить промышленность, справиться с коррупцией и воровством, покончить с эпидемией убийств и терроризмом, ликвидировать массовую бедность. Эта неспособность государства породила отношение к государству как к злой мачехе, нигилизм и стремление при возможности переселиться в другую страну. Особенно такие настроения наблюдаются в среде молодежи.

Многие представители крупного бизнеса вообще рассматривают Россию как плацдарм для выкачивания прибылей. Население в своей массе утратило чувство патриотизма, желание что-то делать для «этого» государства и «этой страны». Люди стали разделять понятия «государство» и «Родина». Подверглась эрозии объединяющая нацию вековечная мечта о построении общества, основанного на принципах свободы, справедливости и социальной ответственности.

5.3. Интеллектуальный потенциал

Этот потенциал накапливался столетиями, определялся уровнем образования, воспитания, грамотности, культуры, творческих начал каждого человека и общества. Высочайший культурный уровень населения имела и Киевская Русь, и Новгородское государство, которое в Средние века с уважением называли «Гардарикой» — страной городов. В Новгородском государстве 90 % населения было грамотным, включая детей. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты X, XI, XII, XIII и т.д. веков. Найдены грамоты, на которых видно, как дети учили азбуку. Уже в X-XI веках Новгородское государство отличалось высочайшей художественной и бытовой культурой — об этом говорят архитектурные памятники, водопровод, тротуары, бани, письменность.

Новый взлет России к вершинам мировой культуры произошел в конце XIX — начале ХХ века, к вершинам всеобщей грамотности, школьного, специального и высшего образования во второй половине ХХ века. Интеллектуальный и творческий потенциал нашей страны проявился в освоении космоса, ядерной энергии, реактивной авиации, глубин мирового океана и недр земли, богатств Севера и Сибири. Беспримерным в мировой практике стал опыт создания фундаментальной науки в рамках АН СССР, наукоградов и научных центров во всех регионах страны и отраслях народного хозяйства.

В период перестройки и реформ интеллектуальный и творческий потенциал страны сократился почти на 50 – 60 %, по ряду других показателей, в том числе по финансовому обеспечению научных исследований в важнейших направлениях, — в 3 – 6 раз, по объему опытно-конструкторских разработок — в 5 – 10 раз. Показателем серьезной потери интеллектуального потенциала страны является тот факт, что за последние 20 лет численность населения России сократилась на 5 %, а численность школьников — на 38 %. Осуществляемые в настоящее время реформы в образовании и науке (включающие ЕГЭ, федеральные и исследовательские университеты, введение платного образования) не отвечают интересам развития страны.

При кардинальном изменении отношения государства к науке и научным кадрам появится возможность вернуть Россию к траектории устойчивого инновационного и прорывного развития. В российском научном сообществе пока сохранена способность отечественных ученых, конструкторов и специалистов решать самые сложные задачи для жизнеобеспечения страны.

5.4. Культурный потенциал

Культура воздействует на уровне подсознания и генетической памяти человека. Она способна сломать сформированные десятилетиями и столетиями стереотипы и «фобии», выстраивающие непреодолимые стены непонимания между людьми, народами, странами, цивилизациями. Она позволяет перекинуть мостик от прошлого к настоящему, восстановить понимание исторической преемственности. Гордость за культуру своей страны способна сплотить нацию не меньше, чем победы в спорте.

Однако в последние десятилетия культура в нашей стране подвергается все более жесткому давлению рыночной экономики и безграмотного руководства. Эта область деятельности не может принести сиюминутную выгоду, а потому вы падает из сферы интересов финансовых кругов и властных структур, что является показателем их собственного низкого культурного уровня. Все меньше бюджетных средств выделяется на поддержку библиотек, музеев, театров… А ведь именно в культурной сфере Россия создала бесспорные шедевры мирового уровня, опередив в этой области многие так называемые цивилизованные страны. Россия обладает глубокими культурными корнями, богатыми традициями и высочайшим культурным потенциалом. Сейчас как никогда остро стоит вопрос о поддержке отечественной культуры. Необходимо определить те ее области, предприятия и компании, тех мастеров искусств и создаваемые ими произведения, которые составляют гордость и национальное достояние России. В тех условиях, когда во всем мире национальная культура размывается под мощным воздействием глобализации, сохранение, поддержка и развитие национальной культуры России становится архиважной стратегической исторической задачей — задачей сохранения национальной самоидентификации нашего народа. Особое значение здесь играет программа сохранения и развития русского языка.

На протяжении истории нашей страны Русская Православная Церковь неоднократно, особенно в тяжелые для России времена, брала под свое покровительство традиционное русское искусство. А во времена татаро-монгольского ига она физически спасала от плена и смерти мастеров и художников.

Монастыри всегда были центрами развития традиционной русской культуры, многие направления которой развивались на основе церковного искусства: иконопись, книгопечатание, ткачество, вышивка, золотое шитье, лаковая миниатюра, резьба по дереву, литье… Монастыри инициировали также многие формы популяризации и поддержки ремесел и промыслов (например, знаменитая Макарьевская ярмарка).

Вот и сейчас Русская Православная Церковь может стать стержневой опорой для русской культуры, помочь ей выстоять под натиском западной антикультуры, которую так усиленно насаждают в нашей стране, особенно нашей молодежи. А развитие ремесел и промыслов позволит также решить социальную задачу поддержки населения в отдаленных от крупных индустриальных центров городах и поселках.

5.5. Природный потенциал

Россия располагает уникальным в мире природным потенциалом:

- самой большой в мире территорией во многих климатических поясах;

- самой высокой степенью обеспечения энергетическими ресурсами, пресной водой, минералами, землями сельскохозяйственного назначения, лесом;

- самой высокой степенью естественной саморегуляции экологической обстановки.

Однако этот природный потенциал сейчас и в будущем сопряжен с рядом стратегических рисков:

- проживанием населения в суровых климатических условиях (70 % территории покрыто вечной мерзлотой), зонах повышенной сейсмичности;

- обострением международной борьбы за российские территории и ресурсы;

- экспортом невозобновляемого сырья в ущерб собственным интересам и потребностям в настоящем и будущем;

- деформацией соотношений между сырьевыми и производственными секторами экономики;

- нарушением условий рационального природопользования.

Перспективы эффективного использования природных ресурсов требуют:

- изменения сложившихся форм собственности на землю, акватории, минеральные и биологические ресурсы;

- рационального их использования для жизнеобеспечения большинства населения страны.

5.6. Технологический потенциал

Стратегические риски в значительной степени формируются и реализуются в техногенной сфере жизнеобеспечения. Их снижение определяется развитием науки и технологий.

В этой сфере должны решаться первостепенные проблемы использования, модернизации и развития отечественного технологического потенциала, обеспечивающие жизнедеятельность народа и снижение рисков за счет повышения занятости, снижения безработицы, улучшения жилищных условий, энергетического, продовольственного, медицинского и транспортного обслуживания.

Ключевыми для страны в ближайшее десятилетие (2011–2020) должны стать массовое (до 60 – 70 % по жилплощади) малоэтажное жилищное строительство с привлечением на селения в сельские местности, малые города и пригороды мегаполисов и использование новых технологий и местных строительных материалов. Эти принципы и технологии применимы при строительстве школ, больниц, библиотек.

Подлежит реконструкции и развитию технологическая база переработки, хранения и транспортировки преимущественно (на 75 – 85 %) отечественных продуктов питания (зерно, овощи, мясомолочные продукты, рыба).

Важнейшее значение будет иметь возрождение и совершенствование отечественного транспортного машиностроения и дорожного строительства (автомобильного, авиационного, железнодорожного, речного, морского) с ориентированием на внутренний рынок и спрос большинства населения (до 65 – 90 %) в зонах своего проживания.

Отечественные технологии должны вернуться в медицинскую и фармацевтическую промышленность, снизив (на 30 – 40 %) риски преждевременной потери человеческих жизней.

Энергообеспечение в ближайшей и отдален ной перспективе будет осуществляться внутренними энергоресурсами; при этом до 2030 года будут использованы преимущественно традиционные и усовершенствованные технологии тепловой, гидравлической и атомной энергетики. Большие перспективы связываются с парогазовым циклом в энергетике, обеспечивающим повышение КПД на 15 – 20 %, и с применением нетрадиционных источников энергетики.

Место и роль инновационных и прорывных технологий в жизнедеятельности и жизнеобеспечении с приемлемыми рисками будут существенными после 2020 – 2030 годов; до этого времени они призваны повысить конкурентоспособность России на внешних рынках (с доведением объектов высокотехнологичной отечественной продукции с 0,3 % в 2020 году до 2 – 2,5 % от мировой в 2030 году).

5.7. Валютно-финансовый потенциал

Помимо технологических, человеческих, природных ресурсов Россия располагает финансовым потенциалом, достаточным для осуществления преобразований. Главные направления включения финансового потенциала страны в хозяйственный оборот — восстановление суверенитета России в валютно-денежной сфере, обращение финансов на нужды реального сектора, установление справедливой системы налогообложения, решительная борьба с коррупцией.

Необходима также программа возвращения капиталов, вывезенных из страны незаконным образом за последние 20 лет.

5.8. Социальный потенциал

Главный фактор социальных реформ — это радикальное повышение заработной платы с одновременным изменением структуры расходов. Распределительные отношения в формате социального государства, в отличие от коррумпированного нынешнего государства, нацелены на реализацию максимальной справедливости и общей солидарности, ориентированы на взаимодействие поколений и сословий, когда богатые платят за бедных, здоровые — за больных, трудоспособные — за еще или уже нетрудоспособных.

В основу реформирования заработной платы должны быть заложены два принципа — справедливости и достаточности, а не экономии ресурсов, как в настоящее время.

В качестве решающих механизмов и инструментов реализации социального реформирования необходимо обозначить:

- систему социального страхования от максимально возможного спектра социальных рисков, которая будет иметь государственный статус и развиваться параллельно с частным страхованием;

- систему налогов на доходы и имущество граждан, организованную на основе прогрессивной шкалы, не затрагивающей бедные слои населения, и сопровождаемую различного рода субсидиями для них;

- систему минимальных гарантий государства в контексте роста общественных фактов и стандартов потребления.

5.9. Интеграционные возможности

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве сулят мощные возможности для преобразования динамики и развития страны. Объединение государств постсоветского пространства, настроенных на интеграцию и использующих русский язык для межнационального общения, позволило бы снизить остроту демографической проблемы.

Моральный и экономический эффект интеграции мог бы положительно повлиять на динамику рождаемости. Если аналогичных тенденций удастся достичь в других странах Евразийского экономического сообщества, то в зависимости от его политико-экономической конфигурации численность на селения в рамках сообщества могла бы превысить 200 млн человек.

Это уже уровень устойчивой великой демографической державы.

Ситуация осложняется тем, что народам Украины и Беларуси — наиболее родственным русскому народу — присущи те же демографические проблемы, что и России. Коэффициент демографической нагрузки на работающее население при включении в состав объединения только славянских государств не уменьшится, и в 2040 – 2050-х годах на 1000 трудоспособных будет приходиться более 1000 человек нетрудоспособного населения.

Только интеграционный вариант демографической динамики оставляет России шанс сохраниться как полноценное великое государство в составе наднационального Евразийского сообщества. Другие варианты ведут к катастрофическому падению демографического статуса России в мире после 2040 года.

Выводы

Основные положения стратегии преображения позволяют дать ответ на стратегически важные вопросы.

Во-первых, в современной России сложилась заинтересованность подавляющего большинства общества в смене курса социально-экономического развития в пользу боль шей социальной справедливости и полноты суверенитета страны.

Однако для полноценной работы по преобразованию страны пока нет ни достаточной компетентности, ни надлежащей солидарности, ни должного доверия к руководящим институтам власти.

Духовно-нравственное состояние нации характеризуют серьезные патологии. При этом социальные группы, не заинтересованные в модернизации страны, распоряжаются всеми необходимыми инструментами консервации сложившегося режима, препятствующего и подлинным инновациям, и установлению социально справедливого состояния страны, и духовно-нравственному возрождению народа.

Во-вторых, общественные ожидания качественно нового состояния страны отнюдь не сводятся к восстановлению государственно-монополистического социализма, а тем более — к разгулу рынка. Желаемое для большинства состояние формулируется как более справедливое общество, способное к развитию и защищающее достоинство, свободы и права человека, следующее своим цивилизационным традициям, имеющее достойный и суверенный статус в мире.

Западнистские проекты не находят поддержки народа, несмотря на активный сервис в СМИ и отчасти — в экспертном сообществе.

В-третьих, текущее и перспективное состояние ресурсного потенциала страны позволяет осуществить желаемые преобразования.

Наиболее важным для этого является корректировка системы управления и первоочередное развитие культуры, науки и образования.

Свою роль в осмыслении форматов преобразований при званы сыграть традиционные для России религии, прежде всего православие и Русская Православная Церковь, способные придать должный импульс к духовно-нравственному очищению общества.

В-четвертых, тенденции развития мировой ситуации (геоклиматические, геополитические, геоэкономические и геокультурные) усиливают потребность в проведении Россией новой социально-экономической, научно-технической и пространственной политики.

В-пятых, вероятность разрешения клубка накопившихся проблем через революционную стихию становится все выше и выше.

Исходя из создавшейся ситуации в стране, рисков и шансов развития, приоритетами в ближайший период являются:

1) разработка стратегии развития страны.

Ключевыми элементами новой стратегии должны стать: сфера духовного воспроизводства

(культура, наука, образование), мобилизация всех ресурсов на инновационный прорыв, безусловное восстановление принципов социальной справедливости и системы обеспечения национальной безопасности России.

Необходимо избежать любого монополизма в научной проработке стратегических решений, обеспечить надлежащее и гласное участие специалистов и общественности в экспертизе стратегических решений. Горизонт сценарного планирования следует расширить с разной степенью детализации до 2030 года и далее, до конца XXI века. Остановить духовно-нравственное разложение общества и людей, поставить заслон безнравственным действиям СМИ (СМРАД). Защитить детей и молодежь от духовно-нравственного растления, пропаганды жестокости, насилия, секса, алкоголя, девиантного поведения. Использовать международный опыт и создать соответствующие общественные наблюдательные советы;

2) создание национального Центра для организации раз работки, всестороннего обсуждения, принятия государственной стратегии развития России, а также контроля ее этапного исполнения;

3) запуск системного механизма формирования и реализации программы «Кадры новой России» для обеспечения «кадрового прорыва нового поколения» с целью эффективной реализации стратегии Преображения России;

4) создание системы долгосрочного прогнозирования, стратегического планирования и национального программирования, а также непрерывного мониторинга стратегических рисков, опирающихся на новейшие методологии и технологии прогнозирования. Создание системы Ситуационных центров по сопровождению планируемых преобразований;

5) пересмотр ключевых законодательных актов и механизмов, ограничивающих суверенитет России и создающих условия проведения недопустимой и опасной социально-экономической политики, прежде всего в области использования природных ресурсов России, денежно-кредитной политики, налогообложения доходов и имущества;

6) использование всех механизмов научно-технической, денежно-кредитной и финансовой политики для осуществления инновационного прорыва. Всемерная поддержка имеющихся и создание новых институтов развития, прежде всего в сфере инноваций. Серьезное переориентирование государственных и частных СМИ на позитивные для модернизации и антикриминальной политики коммуникации;

7) принятие и реализация Национальной программы по духовно-нравственному и экономическому стимулированию многодетной семьи, созданию института профессионального материнства, стимулированию рождаемости и повышению продолжительности и качества жизни («Здоровая семья — здоровая Россия»);

8) реализация комплексной программы чрезвычайных мер против всех факторов повышенной смертности («Здоровое долголетие»);

9) принятие и реализация плана действий по декриминализации общественной обстановки, особенно по борьбе с коррупцией на всех этажах «вертикали власти». Введение объективной системы мер по профилактике, регистрации и раскрытию преступлений;

10) разработка и реализация системы решительных мер по предотвращению и парированию прогнозируемых чрезвычайных ситуаций любого происхождения;

11) развитие институтов гражданского общества, которые должны стать связующим звеном между государственными институтами и обществом, служить инструментом их диалога и взаимодействия для достижения консенсуса в решении поставленных целей и задач. Именно институты гражданского общества должны разъяснять широкому населению суть всего происходящего, предлагаемых мер и изменений, а также доводить до сведения власти и государственных институтов отношение населения к этим изменениям и проводимым реформам. Они также призваны контролировать соответствие действий власти поставленным целям и задачам в интересах народа;

12) усиление позиций Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных институтов в законодательных институтах, при экспертизе законопроектов, влияющих на решение ключевых национальных проблем, духовно-нравственное и социально-экономическое состояние общества, предпринимательский

климат.

Коллектив экспертов

В работе над докладом принимали участие:

Абросимов Н.В. — доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ

Агеев А.И. — доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН

Антонов А.И. — доктор социологических наук, профессор

Батчиков С.А. — кандидат экономических наук

Бестужев-Лада И.В. — доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН и РАО

Бочаров В.Е. — кандидат технических наук

Бочкарева В.К. — кандидат экономических наук

Брежнев А.П. — писатель

Волкова Г.В. — кандидат экономических наук

Волконский В.А. — доктор экономических наук, профессор

Глазьев С.Ю. — доктор экономических наук, профессор, академик РАН

Гольберт В.В. — эксперт

Давиденко И.В. — доктор геолого-минералогических наук, профессор

Деревянко К.С. — эксперт

Доброхлеб В.Г. — доктор экономических наук, кандидат социологических наук, профессор, академик РАЕН

Елисеева Е.Р. — эксперт

Ермилина О.П. — эксперт

Золотарев В.А. — доктор исторических наук, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН

Капица С.П. — доктор физико-математических наук, профессор, академик РАЕН

Карташова К.К. — доктор архитектуры, профессор, заслуженный архитектор РФ

Коростелева М.В. — культуролог

Кочубей М.А. — доктор юридических наук

Кудрин Б.И. — доктор технических наук, профессор

Кузык Б.Н. — доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ

Куроедов Б.В. — кандидат военных наук

Курдюмов В.С. — эксперт

Махутов Н.А. — доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик РАЕН

Мигранова Л.А. — кандидат экономических наук

Миронов Л.М. — кандидат технических наук

Митяев Д.А. — кандидат экономических наук

Овчинников В.В. — доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор

Овчинский В.С. — доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ

Полеванов В.П. — доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН

Порфирьев Б.Н. — доктор экономических наук, профессор

Римашевская Н.М. — доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ

Рыбас С.Ю. — писатель

Рюриков Д.Б. — чрезвычайный и полномочный посол РФ

Смирнова В.А. — эксперт

Черкасов А.В. — кандидат военных наук, профессор

Шашкин П.А. — кандидат философских наук

Яковец Ю.В. — доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН

Доклад является результатом коллективной творческой работы группы экспертов.

Отдельные тезисы могут не совпадать с индивидуальной точкой зрения того или иного эксперта

http://www.vryazan.ru/archive/159/2417/

Ответить

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Вы можете использовать в тексте теги BBCode.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.