Рекомендации Общественной палаты РФ к закону <<Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака>>

>>
На заседании рабочей группы по оценке законодательства и разработке мер по ограничению потребления табака в Общественной палате РФ были выработаны рекомендации, в которых содержатся изменения ряда мер.

Например, допускается курение в медицинских учреждениях при наличии оборудованных курительных комнат. При этом рекомендуется ускорить введение запретительных мер, которые согласно нынешнему законопроекту, планируется вводить с 1 января 2015 года.

Напоминаем, согласно Рамочной конвенции по борьбе против табака Всемирной организации здравоохранения Россия обязана принять весь комплекс мер по борьбе против табака в течение 5 лет с момента ратификации, то есть до 3 апреля 2013 года.

РЕКОМЕНДАЦИИ
Рабочей группы по оценке законодательства и разработке мер по ограничению потребления табака и комиссии по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения Общественной палаты Российской Федерации по результатам анализа проекта федерального закона «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», подготовленного Министерством здравоохранения Российской Федерации 31.08.2012.
ВВЕДЕНИЕ
Законопроект разработан для реализации Рамочной конвенции по борьбе против табака Всемирной организации здравоохранения (далее – РКБТ ВОЗ), ратифицированной Россией 3 апреля 2008 года, ставшей на тот момент 157-й страной-участницей. РКБТ ВОЗ – это международный системный основополагающий документ. На данный момент РКБТ ВОЗ ратифицировали 175 стран мира. Согласно РКБТ ВОЗ Россия обязана принять весь комплекс мер по борьбе против табака в течение 5 лет с момента ратификации, то есть до 3 апреля 2013 года (по маркировке ещё раньше – в течение трёх лет). С момента выпуска данного заключения у России есть всего полгода, чтобы ввести весь комплекс мер, а несвоевременное введение мер, т.е. нарушение этого международного соглашения, обернётся для России неминуемым скандалом. Таким образом, Россия имеет правовые обязательства международного характера, а с помощью данного законопроекта эти обязательства могут быть выполнены.
Законопроект разработан в согласии с Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (далее – Концепция) и Планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 (далее – План), утверждёнными распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №1563-р.
Актуальность вопросов, подлежащих правовому регулированию, не вызывает сомнений. Проблемы, связанные с потреблением табака и воздействием табачного дыма на здоровье населения, требуют сегодня принятия неотложных мер для борьбы против табака в целях защиты нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения в России ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают до 400 тысяч граждан. Около 80% населения России подвергается ежедневному пассивному курению. Уровень курения в России – самый высокий в мире. Согласно Глобальному опросу взрослого населения о потреблении табака в Российской Федерации курят 39,1% россиян (43,9 миллиона), что значительно больше, чем во всех странах мира.
По расчётам Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздравсоцразвития России в наиболее трудоспособном возрасте (30-59 лет) с курением табака у мужчин связано около 40% всех смертей, у женщин – почти 20%. Потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением, в целом составляют у мужчин 9 лет, у женщин 5,6 лет. С учётом потерь лет потенциальной жизни или непрожитых лет вследствие преждевременных смертей от всех причин, связанных с курением, упущенная выгода в производстве ВВП составляет 1 200 442 395 600 руб. или 6,3% ВВП.
Такая ситуация помимо правовых обязательств даёт основания для модернизации законодательства с целью снижения последствий, вызванных употреблением табачных изделий, включая болезни, инвалидность и преждевременную смертность.
16 сентября 2009 года Комиссия Общественной палаты по социальной и демографической политике, Общественный совет ЦФО и эксперты РАН обнародовали доклад «Табачная эпидемия в России: причины, последствия, пути преодоления» (далее – Доклад), в которой выделили ряд мер, направленных на снижение потребления табака в России, на защиту населения страны от смерти и заболеваний, вызванных потреблением табака. Доклад является научным обоснованием обязательств описанных в РКБТ ВОЗ, положений Концепции и Плана. А Законопроект, в свою очередь, является как отражением РКБТ ВОЗ, Концепции и Плана, так и Доклада.
Законопроект поддержан секретариатом РКБТ ВОЗ, многими общественными организациями, в том числе Российской антитабачной коалицией и её членами: Открытый Институт Здоровья, Здоровые регионы, Общество специалистов доказательной медицины, Российское отделение Кохрановского сотрудничества, Содействие общественному здравоохранению, Лига защитников пациентов, Российская Ассоциация Общественного Здоровья, Ассоциация университетских программ по управлению здравоохранением, Международная конфедерация обществ потребителей, Союз борьбы за народную трезвость, Российское общественное движение «Трезвая Россия», Российский благотворительный фонд «Нет Алкоголизму и Наркомании», Фонд «ФОКУС-МЕДИА», Некоммерческое партнёрство «Родительское собрание», Коалиция «За свободный от табачного дыма Татарстан», БФ «Открытый Медицинский Клуб», Фонд «Защита нации», Российское общественное движение
«Россия молодая» и другими.
Законопроект доработан в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации и согласован с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами.
Законопроект согласован с Минтрудом России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минспортом России, Минтрансом России, МВД России, ФАС России, ФТС России, Минрегионом России, Минсельхозом России, МИД России, Минпромторгом России, Минэкономразвития России, Минфином России. Роспотребнадзором законопроект согласован с замечаниями, которые были учтены.
На законопроект получены заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, заключение Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Заключение Минюста России по результатам антикоррупционной экспертизы носит положительный характер.
Законопроект носит основополагающий, системный характер и полностью учитывает положения РКБТ ВОЗ и Концепции. При его разработке был использован передовой международный опыт в области охраны здоровья от последствий потребления табака.
Одним из основных принципов Концепции является «приоритетность защиты здоровья граждан над интересами табачной промышленности», что в полной мере реализовано в Законопроекте.
Законопроект содержит меры, направленные на снижение воздействия табачного дыма, в том числе запрет на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и объектах. В Законопроекте вводятся особые условия розничной продажи табачных изделий, предусматривается просвещение и информирование населения о вреде потребления табака, а также запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий и другие меры.
Ограничения на потребление табачных изделий на отдельных территориях предполагается вводить поэтапно: ряд мер вступит в силу с момента принятия законопроекта, другие меры будут введены с 1 июля 2014 года, оставшиеся – с 1 января 2015 года.

ЭКСПЕРТИЗА
Общественная палата Российской Федерации неоднократно обращала внимание общественности и органов власти о необходимости разработки и принятии более жестких мер, направленных на борьбу против табака.
Анализ представленного законопроекта позволяет констатировать, что законопроект содержит комплексные меры, реализация которых направлена на достижение цели РКБТ ВОЗ, Концепции, Плана и Доклада, а именно «создание условий для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма».
В первую очередь законопроект реализует положения статей 41, 42 Конституции России о правах человека и гражданина на охрану своего здоровья, на благоприятную окружающую среду, определяет принципы правового регулирования в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака, права и обязанности граждан и юридических лиц в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака.
По сравнению с предыдущим Федеральным законом «Об ограничении курения табака», новый законопроект отличается как по структуре и содержанию, так и по названию, в нём делается акцент не на ограничении курения, а на защите здоровья граждан от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
1. Запрет на курение табака на отдельных территориях, помещениях и объектах (статья 11)
Одной из основных мер по защите здоровья от окружающего табачного дыма, вводимой статьей 11 законопроекта, является запрет курения в общественных местах.
Согласно статьям 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану своего здоровья и право на благоприятную окружающую среду, данные права составляют основу правового статуса личности в Российской Федерации (ст.64 Конституции Российской Федерации), защита указанных прав является прерогативой государства. В настоящее время курение разрешено в большинстве закрытых общественных помещений, чем наносится ущерб правам и интересам некурящего населения.
Систематический анализ норм законопроекта позволяет констатировать, что норм дискриминационного характера по отношению к гражданам, которые курят, в нем не содержится. Теоретической основой для такого вывода является то, что в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации особого, специального правового статуса для «курильщиков» (потребителей табачных изделий) не предусмотрено, поэтому механизм охраны и защиты права каждого гражданина на здоровье и благоприятную окружающую среду должен быть общим, единым для всех граждан без исключения.
Основополагающие принципы статьи 8 РКБТ ВОЗ гласят, что только полный запрет курения в общественных местах способен защитить людей от табачного дыма.
Многочисленными исследованиями установлено, что поскольку вторичный табачный дым крайне токсичен, быстро распространяется по помещению и плохо выветривается, только полный запрет курения в закрытых помещениях способен эффективно оградить от его вредного воздействия. Согласно проведенным замерам загрязнения воздуха табачным дымом выделение специальных мест для курения с вентиляцией никак не исправляет ситуацию. В органах здравоохранения и среди научных кругов всего мира давно сформировано понимание, что пассивное курение представляет собой серьезную угрозу для здоровья человека.
По данным Европейской ассоциации кардиологов через год после запрета на курение во всех общественных местах значительно сократилось число случаев госпитализации по случаям инфарктов: во Франции на 15%, в Италии (Рим) на 11.2%, в Ирландии на 11%, в Шотландии на 17%. В среднем отмечено 19%-ное снижение случаев инфаркта в течение первого года после введения таких запретов.
Согласно исследованиям «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака» (GATS), почти 35% россиян подвергаются воздействию вторичного табачного дыма на работе; 90,5% людей, посетивших бар, и 78,6% людей, посетивших ресторан, вынуждены вдыхать табачный дым. Как курящие (70,7%), так и некурящие россияне (89,1%) признают, что пассивное курение вызывает серьезные заболевания у некурящих людей.
Запрет на курение табака в общественных местах введён в более чем 140 странах. Курение в помещениях общественного питания полностью запрещено в Австралии, большинстве провинций Канады, большинстве штатов США, Великобритании, Ирландии, Исландии, Испании, Норвегии, Литве, Украине и других странах.
Запрет на курение табака в общественных местах свидетельствуют о своей эффективности. Так, исследования, проведённые в Европе и Северной Америке, документально подтвердили, что введение полного запрета на курение в общественных местах привело к сокращению случаев заболеваемости инфарктом миокарда на 6-40%. В Канаде после введения полного запрета на курение в барах и ресторанах общее количество случаев из сердечно-сосудистых заболеваний снизилось более чем на треть (на 39%) и почти на столько же из-за респираторных заболеваний (на 33%). После введения в 2005 году запрета на курение в общественных местах в Италии число случаев острой коронарной недостаточностью среди лиц в возрасте 35-64 лет снизилось на 11,2%. В Шотландии спустя три месяца после введения в действие всеобъёмлющего законодательства об ограничении курения у работников баров было отмечено уменьшение респираторных симптомов на 26%, а регистрация новых случаев астмы у детей снизилась на 13%. В штате Аризона после введение полного запрета на курение в барах и ресторанах регистрация новых случаев астмы снизилась на 22%.
При этом полный запрет курения в ресторанах, кафе и барах приводит к росту совокупных доходов рестораторов, за счет того, что люди чаще принимают пищу вне дома, в том числе всей семьей и т.д. Так в Ирландии, Норвегии, и тех штатах США, которые ввели полный запрет на курение в ресторанах и барах, оборот этих заведений вырос на 5–10%. После введение закона в 2006 году в Буэнос-Айресе доходы кафе увеличились на 7-10%, исследования, проведённые в США (на территории 30 штатов) показали рост прибыли кафе, ресторанов и баров. Через два года после введения запрета в штате Вашингтон доходы баров и ресторанов оказались на 105,5 млрд долларов выше чем ожидалось.
Законопроектом предлагается введение полного и немедленного запрета на курение табака в большинстве закрытых общественных мест за исключением мест общественного питания, поездов дальнего следования, судов дальнего плавания, гостиниц, медицинских стационаров.
Для вышеуказанных мест полный запрет вводится после переходного периода (до 1 января 2015 года), во время которого по решению собственника возможно курение в специальных местах, оборудованных системами вентиляции воздуха.
Безусловно, необходимость введения данной меры назрела давно. Пример города Москвы достаточно ясно даёт понять, что данные меры поддерживаются населением. Комиссией по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской Думы в 2010 г. был разработан законопроект «О защите населения города Москвы от табачного дыма», в котором предполагалось ввести запрет на курение и рекламу в помещениях, находящихся в собственности города Москвы.
Для того чтобы узнать отношение жителей г. Москвы к таким инициативам Московской городской Думой был заказан социологический опрос, проведенный аналитическим центром «Левада-центр», по результатам которого 60% москвичей поддержали запрет курения в подъездах, 78% в больницах и роддомах и 86% в образовательных учреждениях.
Согласно всероссийскому опросу взрослого населения об отношении к мерам по борьбе с табакокурением, проведенному Российской экономической школой в 2010 г., 82% населения одобряют полный запрет на курение в общественных и на рабочих местах, включая рестораны и бары.
Опрос, выложенный создателем социальной сети «В Контакте» Павлом Дуровым в самой сети на его стене, на данный момент привлёк более 2,43 млн. человек. 60% среди всех категорий пользователей высказались за запрет курения в общественных местах.
За (я курю) 381 951 15.7%
Против (я курю) 349 972 14.4%
За (я не курю) 1 093 048 45%
Против (я не курю) 605 092 24.9%
Проголосовало 2 430 063 человека. http://vk.com/wall1_45442
Общественная палата Российской Федерации считает, что введение такой меры способно защитить некурящих от последствий пассивного курения, значительно снизить потребление табака курильщиками и сократить возможность привлечения новых потребителей табака.
В то же время считаем необходимым уменьшить сроки введения запрета курения в закрытых общественных местах, с возможностью установления специально выделенных для курения помещений. Это позволит предотвратить большее количество смертей и заболеваний в ближайшие годы, в то же время увеличится время переходного периода до 1 года, а общее время до введения полного запрета на курение в закрытых помещениях останется неизменным – с 1 января 2015 года.
Особо подчеркнём очень верно рассчитанный срок для полного запрета. 2 с лишним года (до 1 января 2015 года) – это тот срок, который будет достаточен для всех организаций, чтобы достаточно подготовиться к полному запрету курения в помещениях, в то же время критический с учётом сроков ратификации РКБТ ВОЗ. Введение полного запрета на курение в закрытых общественных местах является необходимым решением, с которым нельзя медлить. При введении полного запрета на курение в закрытых помещениях в других странах длительного переходного периода не требовалось. Так, в Великобритании с 1 июля 2007 г. вступил в силу закон, который ввел полный запрет курения во всех закрытых общественных помещениях, за исключением стационарных психиатрических медицинских учреждений, а с 1 июля 2008 г. этот запрет был распространен и на эти учреждения. В Панаме полный запрет курения во всех закрытых общественных помещениях был введен одномоментно в 2008 г. Таиланд ввел подобный запрет в течение 90 дней с момента принятия закона в 2010 г.
Таким образом, считаем необходимым сократить сроки введения мер для пунктов 2,3,5 и 6 части 1 статьи 11 законопроекта, а также части 4 и 5 статьи 18, на полгода ранее, определив введение обозначенных мер с 1 января 2014 года.
2. Запрет рекламы табачных изделий, стимулирования продажи табачной продукции и (или) потребления табака, спонсорства табачными организациями (статья 15)
Статьей 15 законопроекта предлагается ввести меры по запрету стимулирования продажи табака и спонсорства табачными компаниями. Полный запрет на рекламу, согласно международным данным, существенным образом уменьшает число курильщиков и количество выкуриваемых сигарет. Согласно статье 13 РКБТ ВОЗ, только «полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство приведет к сокращению потребления табачных изделий». Согласно пункту 2 статьи 13 РКБТ ВОЗ каждая Сторона «вводит полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий». В том числе и Россия должна ввести полный запрет на рекламу, что и предусмотрено Концепцией и Планом мероприятий по реализации Концепции в 2011 г.
В такой рекламе обычно присутствуют изображения привлекательных и хорошо одетых молодых людей и девушек, белоснежных яхт, людей, добившихся значительных успехов в жизни. Всем своим видом они как бы подсказывают потенциальным потребителям, что употребление табака − непременный атрибут успешности. Федеральная антимонопольная служба запретила рекламу сигарет Kiss, продвигаемых компанией «Донской табак», изображавшая совсем юную девушку с косичками, которая ест мороженое. Однако выполненный в кукольной стилистике русскоязычный сайт, продвигающий сигареты Kiss, продолжает функционировать. Также распространяются лишенные морали и нравственности маркетинговые ходы этой и других табачных компаний, нацеленные на детей и молодежь.
Спонсорство табачной индустрии – это форма рекламы табачной индустрии и своего рода инструмент обеспечения лояльности к производителям табачной продукции и их коммерческим целям общественных и политических деятелей, организаций и СМИ. В качестве примеров можно назвать фестивали молодёжной музыки, иные культурные мероприятия, концерты, школьные программы (инициативы по предотвращению курения среди молодежи), спортивные мероприятия, журналистские премии и благотворительность. Таким способом табачные компании предлагают свой товар, обходят существующие запреты по рекламе, формируют ложное представление о связи курения и жизненного успеха среди молодежи.
Меры, предлагаемые законопроектом, способны эффективно противостоять активным и откровенно безнравственным способам продвижения табачной продукции. Для сокращения употребления табака, особенно среди детей и молодежи, законопроектом вводится запрет на спонсорство, «растягивание» брендов, другие виды стимулирования потребления табака.
В законопроекте учитывается запрет демонстрации табачных изделий и процесса их потребления. Поднятие вопроса о запрете курения в кино приветствуется Общественной палатой РФ, однако Руководящие принципы осуществления Статьи 13 РКБТ ВОЗ говорят о том запрет рекламы и всех видов стимулирования табака должен быть полным, об этом же говорят многочисленные исследования. Если табачной индустрии оставить лазейку, то она непременно бросит силы на продвижения табака через каналы, которые остались не запрещёнными. В законопроекте производится разделение на аудиовизуальные произведения, предназначенные для детей и взрослых. Если курение в произведениях, предназначенных для детей, запрещено, то в произведениях, предназначенных для взрослых, делается оговорка. В части 2 статьи 15 сказано: «Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления во вновь создаваемых и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях... за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла». Формулировка является весьма размытой и по сути даёт возможность в любом произведении включать сцены курения, объясняя их стрессом, депрессией, радостью, горем и другими причинами, побудившими героев курить. Такие сцены, вне всякого сомнения, являются способом стимулирования продажи табачных изделий и должны быть запрещены. Кроме того, в той же статье, в части 3 даётся возможность демонстрации курения с учётом информировании о вреде. Это даёт ещё более широкие возможности для табачной индустрии по рекламе табачных изделий, в случае формального сообщения о вреде. В то же время, было бы верным оставить возможность для показа антитабачной социальной рекламы на телевидении. Поэтому, стоит все антитабачные информационные кампании разрешить в случае их утверждения Правительством России. Единственным проявлением курения в кино и на телевидении может являться адекватная попытка показать ущерб от курения наносимый человеку, семье и обществу, который при этом бы не был нивелирован положительными качествами курящих героев.
3. Ценовые и налоговые меры, направленные на снижения спроса на табачные изделия (статья 12)
Статьей 12 законопроекта «Ценовые и налоговые меры, направленные на снижение спроса на табачные изделия» предусматривается, что помимо повышения акциза на табачные изделия будет установлена минимальная цена на них.
Отметим, что аналогичный способ ценового регулирования применяется по отношению к алкоголю, что указано Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», и что является адекватным дополнительным барьером для приобретения, в том числе несовершеннолетними.
Предложение установить минимальную розничную цену на сигареты на более высоком, чем сейчас уровне поддерживают 53% россиян.
Высокая цена на табачные изделия является самой эффективной мерой по сокращению спроса на табачные изделия. Международный опыт показывает, что высокая цена на сигареты сокращает их доступность для детей, что в свою очередь снижает вероятность формирования табачной зависимости в детстве.
Исследования спроса на табачные изделия в свою очередь показывают, что рост цен также предотвращает начало курения и уменьшает число бывших курильщиков, возобновляющих курение. Согласно проведенному исследованию, в США 10% роста цены на табачную продукцию ведет к снижению потребления табака на 4%. В таких странах как Бангладеш, Таиланд, Непал, Индонезия, Бразилия и Южная Африка рост цен на 10% снижает спрос на 6–9%.
4. Ограничения производства, оптовой и розничной торговли табачными изделиями (статья 18)
Одной из важных мер, предлагаемых законопроектом, является запрет на производство, ввоз и продажу некурительных табачных изделий, выкладку и демонстрацию табачных изделий в местах продаж, введение дополнительных ограничений по местам продажи табачных изделий, в том числе запрет торговли в палатках и ларьках в городской местности, запрет продажи через интернет, вменение продавцу в обязанность требовать документ для установления возраста покупателя при сомнениях в достижении им совершеннолетия.
Некурительные табачные изделия (например, «насвай») показали свой наибольший ущерб для здоровья граждан, поэтому необходимо поставить надёжный заслон для их производства, ввоза и сбыта на территории России.
Пунктом 1 статьи 18 законопроекта определено, что «розничная торговля табачной продукцией в городах и посёлках осуществляется в стационарных торговых объектах, имеющих площадь не менее 50 квадратных метров». Эти требования аналогичны тем, которые предъявляются к торговле алкоголем Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и показали свою большую эффективность по снижению проблем, связанных с потреблением алкоголя, а также продажи алкоголя несовершеннолетним.
Согласно опубликованному в Бюллетене Счетной палаты № 7 (163) от 2011 г. отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ экономической и социальной эффективности налоговой политики в отношении табачных изделий в России и подготовка предложений по ее совершенствованию», структура розничной продажи табачной продукции в Российской Федерации такова: киоски − 42,8%, продуктовые магазины − 33,1%, гипермаркеты (супермаркеты) − 12,4%, рынки − 10,9%, автозаправочные станции − 0,8%.
Территориальная доступность табака в России аномальна. Высокая доступность сигарет, как по цене, так и по легкости приобретения, является одной из причин распространения курения среди детей и молодежи, поскольку на практике невозможно проследить за выполнением нормы о запрете продажи сигарет несовершеннолетним в таком количестве торговых точек. По данным контрольных закупок, осуществленных в 2008−2010 гг. в Российской Федерации именно через такие нестационарные объекты торговли, как киоски и ларьки, чаще всего, реализуются сигареты и пиво детям (до 90% фактов реализации в зависимости от города, где проводились закупки). Стоит также напомнить, что с целью снижения количества употребления алкоголя среди молодежи реализация пива через такие торговые объекты будет запрещена в 2013 г.
Согласно пункту 4 статьи 18 законопроекта «запрещается розничная продажа табачных изделий с выкладкой и демонстрацией табачных изделий в торговом объекте». Витрина с сигаретами в привлекательно оформленной, красочной упаковке на деле является большим рекламным стендом. Расположение в торговых точках в витринах пачек сигарет стимулирует к покупке табачной продукции курящих и бросающих курить. Такое желание возникает импульсивно. Согласно проведенным в Австралии исследованиям, лица, которые бросили курить недавно или бросали курить, избегали посещать магазины, где выставочные стенды с табачной продукцией были заметны. Также установлено, что желание курить у употребляющих табак всех возрастов повышается в момент демонстрации образа курения, пачек сигарет, других предметов, ассоциирующихся с курением. Кроме того, это привлекает новых потребителей табака, в большинстве своём несовершеннолетних.
Политика ограничения потребления табака, принятая в других странах, коснулась и требований к организации розничной торговли табачной продукцией, в частности, законодательство некоторых стран запрещает размещение табачных изделий на витринах в местах розничной торговли. Это способствует тому, что товар выводится из пределов видимости покупателей и не провоцирует возможных потребителей к его приобретению.
В некоторых провинциях Канады с 2002 года запрещено выставлять сигареты на витринах около касс магазинов, в других – полностью запрещены любые доступные глазу покупателя витрины с табаком.
С 2002 года в Исландии табачные изделия, размещенные на витринах, расцениваются как реклама, что, в соответствии с национальным законом, запрещено. Табачная продукция не может быть доступна покупателям и размещается в выдвижных ящиках стола на кассе или за занавеской.
В Ирландии законом 2004 года магазинам запрещено выставлять сигареты на витрины. Вместо этого пачки должны храниться в «закрытых контейнерах» вне пределов видимости покупателей. По запросу покупателя может быть единовременно продемонстрирована только одна упаковка табачной продукции. Это сводит к нулю маркетинговую тактику табачных компаний, направленную на разработку более привлекательных вариантов пачек.
В целом, власти тех стран, где сокращение потребления табака – приоритетное направление деятельности по охране здоровья населения, оказывают особое внимание регулированию розничной торговли табаком, создавая преграды между потребителями (как действующими, так и потенциальными) и табачной продукцией, что подкрепляется еще и запретом любой рекламы табака, включая места ее продажи.
Эта норма полностью соответствует положениям Федерального закона «О защите прав потребителей», статьей 10 которого предусмотрено, что «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». При этом подчеркивается, что это должна быть такая информация, которая позволяет потребителю сделать правильный выбор при покупке соответствующего товара. В части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» содержатся основные критерии, составляющие содержание общей информации о товаре, при этом рассматривать выкладку и демонстрацию товара как единственную форму обеспечения распространения обязательной информации нельзя. Прейскурант в торговом зале и упаковка табачного изделия, с которыми, обратившись к продавцу, потребитель сможет ознакомиться, также содержат исчерпывающую информацию о товаре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В статьях 11, 12, 13 и 15 законопроекта выделяются отдельные меры, которые являются основополагающими в борьбе против табака. Эти статьи закладывают фундамент, определяют сущность, указывают направление для реализации в российском законодательстве всех положений РКБТ ВОЗ и Концепции.
Общественная палата Российской Федерации поддерживает введение всех обозначенных мер, акцентирует внимание на необходимости запрета выкладки табачных изделий в точках продаж и запрета торговли из ларьков и киосков, поскольку такие меры способны сократить привлечение новых несовершеннолетних курильщиков и обеспечить снижение потребления табака курильщиками в целом.
Согласно всероссийскому опросу взрослого населения об отношении к мерам по борьбе с табакокурением, проведенному Российской экономической школой в 2010 году, полный запрет рекламы поддерживает 86%, более действенные предупреждения на пачках сигарет поддерживают 81%, поддерживает политику повышения цен на табачные изделия 70%. В целом 80% россиян поддерживают антитабачную политику государства, которая сможет понизить употребление табака в стране.
Есть данные, свидетельствующие об одобрении россиянами самого законопроекта. Согласно опросу ВЦИОМ, опубликованному 16 сентября 2011 г., рассматриваемый законопроект «в целом получил позитивную общественную оценку − основные его положения россияне одобряют. Наибольшую поддержку получили предложения запретить все формы рекламы табака и спонсорство производителей табака (82% одобрили его) и запретить курение в общественных местах (81%). Положительно отнеслись российские граждане и к таким предлагаемым мерам, как запрет на поштучную продажу сигарет и продажу через автоматы (73%), запрет на продажу сигарет в ларьках и палатках (61%), запрет на выкладку сигарет.
С точки зрения практики применения норм данного проекта есть необходимость внесения изменений и дополнений в отдельные нормативные акты, в частности Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «Технический регламент на табачную продукцию». Важно подчеркнуть, что внесение изменений в соответствующие законы обусловлено необходимостью достижения наиболее эффективного механизма правового регулирования отношений, составляющих предмет данного законопроекта.
К числу принципиально важных особенностей данного законопроекта относится то, что в его нормах наглядно проявляется соотношение публичных и частных интересов. Первые проявляются в том, что государство заинтересовано в охране и защите здоровья своих граждан от вредных воздействий табака, вторые выражаются в том, что сами граждане, в особенности те, которые не курят, сами заинтересованы в сохранении своего здоровья.
Общественная палата Российской Федерации считает, что данный законопроект полностью соответствует Конституции Российской Федерации и общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе - РКБТ ВОЗ, руководящим принципам осуществления статей РКБТ ВОЗ и направлен на реализацию Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы и рекомендациям, изложенным в докладе Общественной палаты Российской Федерации.
Учитывая социальную значимость и правовую согласованность, Общественная палата Российской Федерации полностью поддерживает проект федерального закона «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», подготовленный Министерством здравоохранения России.
Общественная палата Российской Федерации считает, что комплексность и эффективность всех без исключения предлагаемых мер способны при их реализации в перспективе сократить курение на 40-50%, что может снизить смертность в Российской Федерации на 150 000−200 000 человек в год.
Вместе с тем, полагаем, что ряд норм, о которых было уже сказано, нуждаются в уточнении и дополнении.
1. Считаем необходимым сократить сроки введения мер для пунктов 2,3,5 и 6 части 1 статьи 11 законопроекта, а также части 4 и 5 статьи 18, на полгода ранее, определив введение обозначенных мер с 1 января 2014 года. В этой связи предлагаем изложить часть 2 статьи 23 законопроекта в следующей редакции:
«Пункты 2,3,5 и 6 части 1 статьи 11, части 4 и 5 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года».
2. В целях пресечения злоупотреблений в кино и на телевидении, в части 2 статьи 15, необходимо унифицировать запрет курения во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях. Таким образом, мы предлагаем убрать часть 2 статьи 15, а пункт 5 части 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
«Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых содержится демонстрация табачных изделий и процесса их потребления».
3. Учитывая, ликвидацию части 2 статьи 15, признать часть 3 статьи 15 частью 2 той же статьи.
4. В целях предупреждения двойного толкования, изменить часть 2 статьи 15, определив за Правительством России право утверждения антитабачной рекламы. Признать текст части 2 статьи 15 в следующей редакции:
«Разрешается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний, нацеленных на борьбу против табака, утверждённых Правительством России»
5. Часть 4 статьи 15 признать частью 3 этой же статьи.
6. В целях снижения возможного влияния Майкла Блумберга и его Фонда, предоставляющего десятки миллионов долларов в страны Восточной Европы и особенно – Россию, для проведения антитабачной политики, весьма желательно, чтобы Россия сама финансировала российские антитабачные организации, и под эти цели должен выделяться достаточный бюджет, в особенности на цели гармонизации законодательства.
Считаем важным рекомендовать Правительству России разработать механизмы финансирования общественных и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по распространению здорового образа жизни и борьбе против табака (включая продвижение здоровьесберегающих законодательных инициатив), в том числе путём внесения изменений в ст. 251 Налогового кодекса России.
7. С целью денормализации табачной индустрии общественным и некоммерческим организациям, а также заинтересованным группам лиц рекомендуется организовывать мероприятия по борьбе против табачных лоббистов методами публичных массовых мероприятий, акций, пикетов, шествий, как по значимым улицам города, так и рядом с табачными компаниями, с привлечением СМИ и лиц, принимающих решения.
8. По примеру члена комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Д.В. Дворникова, направлять в ФСБ и Государственную Думу РФ письма с изложением фактов о деструктивной деятельности чиновников, депутатов или сенаторов в области табака.
9. Наделить органы государственной власти субъектов России и органы местного самоуправления правом принятия дополнительных запретов курения в общественных местах.
Помимо этого, рабочей группой по формированию заключения выстроен рейтинг, по которому можно определить вклад в общую смертность определённых запретов курения на местах.
Была поставлена цель понять, сколько умирает от курения в указанных ниже местах. Принято за основу полученные научные данные из Доклада о том, что в год в России умирает 400 тысяч человек от курения.
Первый расчет, который был произведён – это примерные доли, которые дают самые эффективные 5 мер против табака. Принято за основу научный расчёт о том, что комплекс эффективных мер снижает курение вдвое. Эти пять мер:
Таблица 1. Примерная доля важности меры среди всех пяти эффективных мер
Наиболее эффективные меры Примерная доля важности меры среди всех пяти эффективных мер
1) Высокие цены на табачную продукцию 30%
2) Полный запрет рекламы табачной продукции 25%
3) Полный запрет курения в закрытых помещениях 25%
4) Ограничение розничной продажи табачной продукции 10%
5) Страшные картинки на пачках сигарет 10%
Данные о процентах вклада мер в снижение смертности основаны на исследованиях, описанных в Докладе.
Таким образом, 100% мер – это 200 тысяч жизней.
Если есть места, курение в которых обходится в десятки тысяч жизней, то есть места, курение в которых обходится в сотни и тысячи жизней. 25% от 200 тысяч смертей – это 50 тысяч человек. 50 тысяч человек условно умирает из недостаточных запретов на курение в закрытых помещениях.
Далее компания «СП Консалтинг групп» провела 30 независимых фокус-групп по 10 человек в соответствии с рекомендациями Esomar. Мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 60 лет было дано одно задание: распределить в порядке убывания места, курение в которых сильнее всего сказывается на здоровье тех, кто там находится. Места распределялись методом попарных сравнений. Был рассчитан рейтинг мест курения от 12 до 1 с расчётом вклада всех мест на общую смертность от проблем, вызванных потреблением табака.
Сумма баллов: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12=78
50 тыс. чел. / 78 баллов = 0,64 тыс. чел. / балл – количество человеческих жизней, выраженных в одном балле.
И далее выстроена таблица в зависимости от рейтинга.
Таблица 2. Число жертв от курения в указанных местах
Место подпадающее под запрет курения табака Рейтинг важности Процент вклада места в общий рейтинг Число жертв от курения в указанных местах, тыс. чел
1. Рабочие места 12 15,36% 7,68
2. Общепиты 11 14,08% 7,04
3. Подъезды 10 12,8% 6,4
4. Вокзалы, аэропорты, городской и пригородный транспорт 9
11,52% 5,76
5. Спортивные, образовательные учреждения и культуры 8 10,24% 5,12
6. Власть и госучреждения 7 8,96% 4,48
7. Торговые площади 6 7,68% 3,84
8. Медицинские учреждения 5 6,4% 3,2
9. Дальний транспорт 4 5,12% 2,56
10. Детские площадки 3 3,84% 1,92
11. Социальные службы 2 2,56% 1,28
12. Гостиницы 1 1,28% 0,64

ТАБЛИЦА ПОПРАВОК К ЗАКОНОПРОЕКТУ
«Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», подготовленного Министерством здравоохранения Российской Федерации 31.08.2012.
Текст законопроекта Поправки М.Н. Мищенко Комментарий
1. Статья 23, часть 2: «Пункты 2,3,5 и 6 части 1 статьи 11, части 4 и 5 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2014 года» Статья 23, часть 2: «Пункты 2,3,5 и 6 части 1 статьи 11, части 4 и 5 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года» Следует сократить срок введения курительных комнат на полгода, одновременно продлив максимальный срок их службы до одного года.
2. Статьи 15, часть 2: «Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых содержится демонстрация табачных изделий и процесса их потребления». Статьи 15, часть 2: «Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых содержится демонстрация табачных изделий и процесса их потребления».
Необходимо унифицировать запрет демонстрации табачных изделий и процесса их потребления во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях вне зависимости от возраста.
3. Убрать часть 2 статьи 15 В части 2 статьи 15 оговаривается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для взрослых, что избыточно, учитывая предыдущую поправку
4. Признать часть 3 статьи 15 частью 2 той же статьи Техническая поправка
5. Статья 15, часть 3: «Разрешается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний Статья 15, часть 2: «Разрешается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний, нацеленных на борьбу против табака, утверждённых Правительством России»
В целях ликвидации двойного толкования и усиления защиты против демонстрации табачных изделий и процесса их потребления с целью (или вероятной целью) увеличения их потребления или сбыта.
6. Часть 4 статьи 15 признать частью 3 этой же статьи Техническая поправка
7. Дополнить Статью 11 частью 5 следующего содержания: «Наделить органы государственной власти субъектов России и органы местного самоуправления правом принятия дополнительных запретов курения в общественных местах.» Необходимо расширить полномочия регионов.

http://www.ckazhi.ru/news/746