Алкоголь и Библия: новая расширенная версия

«Питейное заведение - это лжец. Оно обещает хорошее веселье, а приносит печаль. Оно обещает
процветание, а приводит к беде. Это самый худший враг Бога и самый лучший друг Дъявола».

Когда мне было 16 лет, я получил трагическое известие об одном из членов нашей семьи, с которым я был близок и который умирал от рака печени по причине алкоголя. Я отчетливо помню, как я навестил его в больнице, будучи неготовым увидеть то, что я увидел, войдя в комнату. Тот, кто некогда был большим крупным мужчиной, стал просто скелетом, покрытым, словно призрак, бледной кожей и едва способным говорить.

За несколько месяцев до этого я уже стал христианином. Но даже до принятия христианства я не был большим любителем выпить просто потому, что мне не нравился вкус алкоголя. Но когда я увидел, что годы пьянства сделали с моим родственником, я принял твердое решение никогда к нему не прикасаться. И когда годы спустя я изучил Священное Писание, я узнал, что сделал правильный выбор.

Проблема алкоголя всегда была дискуссионной в Христианстве. Делал ли Иисус вино и поддерживал ли питие опьяняющего вина? Действительно ли умеренное употребление не возбраняется? Вот главные вопросы, которые христиане задают уже много лет.

Оглядываясь на учение Библии, а также на собственные жизненные наблюдения, я твердо уверен, что абсолютное воздержание – самая лучшая политика. Я не моралист, я не собираюсь никого учить или осуждать. Наоборот, я хочу поделиться правдой, что даст вам настоящую свободу. Слово Бога можно сравнить с картой, показывающей нам «минные поля» жизни. Алкоголь – одно из таких минных полей.

Библейское употребление слова «вино»
Важно помнить, что в библейские времена слово «сок» широко не использовалось. За всю Библию оно встречается лишь однажды (Книга Песни Песней Соломона 8:2). Вино – это общее название для виноградного сока и любого другого продукта, из которого его получают – даже для виноградных гроздьев (книга Пророка Исаии 65:8). Даже в Америке досухозаконного периода безалкогольный виноградный сок часто назывался «виноградным вином». В Библии есть 9 еврейских и 4 греческих слова, которые переводятся как «вино» (более детально этот вопрос рассмотрен в классической книге Уильяма Пэттона «Библейские вина или законы ферментации и вина древних». Таким образом, легко уви-деть, о каком вине идет речь в Библии. Например, в «Книге Притчей Соломоновых», на алкогольное вино ссылаются как на насмешника и обманщика, который ведет к насилию (20:1-2), бедности (23:21), печали (23:29-30), безнравственности (23:33), незащищенности (23:34), бесчувственности (23:35) и даже сравнивается с ядовитой змеей! (23-32).

С другой стороны, воздержание от вина и других интоксикантов представлено здесь как великая добродетель. Бог почтил Пророка Даниила за отказ от королевского вина (Книга Пророка Даниила 1:5, 8, 16, 10:3). Величие Иоанна Крестителя в глазах Бога было напрямую связано с фактом, что он не пил ни вина, ни других крепких напитков (от Луки святое благовествование 1:15). Когда умирал сам Иисус, Он отказался от вина, которое было ему предложено для облегчения страданий (от Марка святое благовествование 15:23).*

В Послании к Ефесянам 5:18, нам говорят, что «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». Обратите внимание на сопоставление: быть опьяненным вином – это полная противоположность тому, чтобы быть исполненным Духом».

Если посмотреть на более буквальный перевод этого стиха, то он выглядит так: «Не входите в состояние
опьянения вином, но постоянно находитесь в процессе исполнения Духом». Смысл стиха глубже, чем просто «не пейте». Он велит нам даже не входить в акт пития интоксикантов.

Иисус и вино
А как насчет вина, которое сделал Иисус на свадьбе? Было ли оно алкогольным? Греческое слово, используемое здесь, “oinos”, вариант еврейского слова “yayin”, это слово может относиться к виноградному соку на любой стадии – перебродившему или не перебродившему.

Вне зависимости от Вашего мнения об умеренном питие, я думаю, что большинство из вас согласится, что пьянство, безусловно, грех. В свете этого, стал бы Иисус вносить свой вклад в пьянство?

К моменту прибытия Иисуса на пиршество гости были «хорошо подвыпившими», что бы они не пили (Y.10). Иисус хорошо знал о серьезном предупреждении Аввакума (2:15) «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!» (Обратите внимание: если является грехом влить алкоголь в уста ближнего, разве не будет грехом влить вино в собственные уста?). Имея это в виду, можно быть уверенным, что напиток, который
приготовил Иисус, был освежающим, безалкогольным виноградным соком. Иное полностью бы противоречило Его натуре.

Алкоголизм и зависимость
Мы часто слышим термин «алкоголь и наркотики». Это ложное разделение, потому что алкоголь ЯВЛЯЕТСЯ наркотиком. Это один из самых употребляемых наркотиков в мире. Лично я был свидетелем, как и многие из вас, какую сильную зависимость может вызывать алкоголь. Я знаю несколько людей, чьи жизни были разбиты алкоголизмом. Я часто думаю, насколько бы по-другому сложилась их жизнь, если бы они просто сказали «нет» первой рюмке. Ни один «умеренно пьющий» не думает, что он может стать алкоголиком, подобно тому, как ни один из тех, кто экспериментирует с кокаином, героином или другими наркотиками, думает о возможности стать зависимым. Здесь, конечно, применима старая истина
«Легче предупредить, чем лечить». Разве Вы не согласны, что надо предупреждать проблему, прежде чем она появилась? Бог не хочет, чтобы мы были зависимыми от ЧЕГО-ЛИБО вообще, будь то алкоголь, табак, наркотики или другой порок (Первое послание к Коринфянам 3:17; 9; 27; Первое послание к Фессалоникийцам 4:4). Будучи подростком я слышал простое, но глубокое изречение,
которое навсегда запомнил: Никто не станет алкоголиком, кто не выпьет первую рюмку.

Важность примера
В моем опыте личных проповедей я заметил: тот факт, что есть христиане, которые пьют, является главным оправданием, за которое прячутся алкоголики. Бог призывает нас быть солью и светом земли, на которой мы живем (от Матфея святое благовествование 5:13-14) и избегать поведения, которое провоцирует других (Послание к Римлянам 14:21).** Я однажды обсуждал это с пожилым христианином-джентельменом, который выдвинул один очень хороший аргумент: «Одна кружка пива меня в ад бы не отправила, но она могла бы отправить туда десять других, которые видели меня и последовали моему примеру».

Процитирую Глеазона Арчера: «Если мы действительно заботимся о душах людей, и действительно исповедуем Христа, а не самих себя, то вряд ли есть альтернатива абсолютному воздержанию от алкоголя, и не с точки зрения закона, а с точки зрения Любви».

Друг, этот вопрос очень серьезен. В ожидании скорого возвращения Христа, мы призваны жить святой трезвой жизнью (от Луки святое благовествование 12:45-46; 1-е послание к Фессалоникийцам 5:7-8). Пьяницы царства Божия не наследуют (Первое послание к Коринфянам 6:10; Послание к Гала-там 5:21), поэтому проповедуя Новый Завет перед другими, абсолютно необходимо предупреждать их об опасностях алкоголя. Бог призывает нас воздерживаться от алкоголя не потому, что он хочет отнять у нас радость жизни. Наоборот, Бог любит нас и знает, что сделает нас по-настоящему счастливыми (см.: Книга Плач Иеремии 29;11; от Иоанна святое благовествование 10:10). Алкоголь мешает жить полной
жизнью, которую Иисус принес нам. Он видит потерянные работы, разрушенные семьи, жизни и Он хочет защитить нас от этого. Божий замысел для вас куда больше, чем то, что когда-либо сможет дать бутылка алкоголя. Если вы никогда не посвящали жизнь Иисусу, то почему бы не сделать это сейчас?

Джеймс Бойд (James Boyd),
доктор богословских наук

Перевод Н.Гринченко
Источник - en.wikipedia.org

* «И давали ему пить вино со смирною; но Он не принял» (прим. переводчика)
** «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или cоблазняется, или изнемогает» (прим.переводчика)

Материал газеты "Подспорье", №4, март 2008 г.