Резолюция круглого стола "Нравственность в меняющемся мире" городского форума "Красноярск выбирает будущее!"

Современная Россия возрождается. Однако морально-нравственные ориентиры не внятны и в общественном сознании смутно обозначены, отчего россияне, в том числе красноярцы, зачастую сбиваются с пути, и в поисках счастья вынуждены блуждать вслепую.
Нравственность – основа счастья. Человек единственное на земле существо, для которого нравственность имеет значение. Именно она, нравственность, превратила его из животного в человека. Нравственность – великая сила, она не позволяет человеку творить зло, прекращает войны, возрождает народы.
Заслушав выступления участников, было принято решение:
1. Обратить внимание красноярцев на нравственность как созидающую силу.
2. Красноярской общественности разработать Кодекс нравственности, предложив красноярцам в своей жизнедеятельности руководствоваться нравственными нормами и принципами.
3. Призвать красноярцев, вне зависимости от религиозных, политических и иных воззрений быть нравственными, своим образом жизни развивать институт нравственности - общественной потребности в преодолении социальных болезней (коррупции, терроризма, политического лицемерия и цинизма, двойных стандартов и др.), порождаемых чисто формальной природой института демократии.
4. Идеология нравственности основана на свободном принятии любым человеком основного нравственного правила: не вреди (не наноси урон, ущерб) себе, другим людям, обществу, государству и природе.
5. Создать Красноярский Государственно-общественный научный экспертный совет, в чью задачу входит: подготовка стратегических решений, разработка целевых программ, вынесение нравственных оценок деятельности публично значимых лиц, проектов и т.д.
6. Красноярский Государственно-общественный научный экспертный совет может послужить основой для создания настоящего Общественного совета Красноярского края, который возложит на себя функцию “нравственного компаса” в решении стоящих перед обществом проблем. И он же станет источником и базой человеческого ресурса для того “углубления демократии”, которая выразится в усилении ротации кадров правящей бюрократии.
7. Таким образом, через данные советы могут быть привлечены к активной социальной жизни сотни и тысячи достойных во всех отношениях, квалифицированных, высоконравственных людей, оказавшихся в силу определённых причин на “социальной обочине” – вне сферы обсуждения и принятия общественно-значимых решений.
8. Государственно-общественные научные экспертные советы оказываются единственными в своём роде институтами, способными “запустить” обратный процесс – процесс восстановления страны путём вовлечения в активную социальную деятельность невостребованных, нравственных профессионалов.
9. Принципиальное отличие Государственно-общественных научных экспертных советов от всех других “Советов”, заключается в том, что пополнение их составов не ограничено никакими “цензами”, кроме одного: “ценза” приверженности нравственному принципу. А необъятное поле возможностей, создаваемое самой глубинной сутью Государственно-общественных научных экспертных советов, открывает широкие перспективы для каждого, кто разделяет глубоко-нравственную идею совмещения общественных интересов над частными, кто способен постоянно повышать свой образовательный уровень и кто хочет принимать участие в управлении городом, государством.
10. Условия для совершенствования матричной модели задаются принципиально новыми технологиями социального управления. Всемирная информационная паутина, которая первоначально предназначалась для информирования пользователей, а сегодня всё больше используется как средство манипулирования ими, должна быть использована в интересах создания принципиально нового феномена – “мыслящего социума”. А интеллектуальной основой “мыслящего социума” и является множество экспертов, вовлекаемых в глобальный дискурс в режиме непрерывного диалога – обсуждения любых важных общественных проблем.
11. Экспертные сообщества, куда может входить каждый нравственный и квалифицированный человек, получают возможность эффективно влиять на динамику элит. То есть, именно они в процессе дискурса определяют, какая конкретно нужна обществу структура власти, собственности, политики и т.д. – исходя из условий “здесь-теперь”. Они занимаются созданием технологий управления обществом, вырабатывают и предлагают решения по текущим проблемам, выстраивают систему “нравственного рейтингования”. Они выносят вердикты в отношении любых публичных лиц; они решают, кто по своим нравственным качествам достоин занимать руководящую должность, а кому нахождение во властных структурах противопоказано. Они разрабатывают механизмы поощрения и наказания, призванные повышать эффективность диалога между государством и обществом. Они обладают правом наложения “нравственного вето” на любые решения властных органов, потенциально чреватые общественным ущербом. Их деятельностью запускаются стимулы для профессионального и общественно-политического роста граждан, реализуется конституционное право народа на высшую власть, возбуждается творчество масс, энергия которых перенаправляется из сферы “передела материи” в общественно-полезную, созидательную сферу.
12. В конечном счёте именно деятельностью экспертных советов обеспечивается справедливость принятия общественно-значимых решений. Справедливость достигается работой, творческим поиском. Нельзя изобрести правила справедливости, нельзя придумать справедливые законы. Они могут родиться только в процессе дискурса. В ходе его рождается нравственная справедливость (включающая в себя, между прочим, и справедливое неравенство). Она определяется двумя критериями: 1 – нравственностью как минимизацией ущерба и 2 – глубокой демократией как дискурсом, который ведётся по критерию ненанесения ущерба. На основе этих двух критериев могут рассматриваться и проблемы местного самоуправления. А в итоге и достигается тот идеал общества нравственности, социальной справедливости и глубокой демократии, необходимость которого постулирована 55-ой статьёй Конституции РФ.
13. Режим непрерывного дискурса, в котором работают эксперты – это общемировой поиск истины. В процессе дискурса идёт постоянное “нравственное рейтингование” как управленцев, так и самих экспертов, а, значит, идёт и постоянная ротация тех и других; каждый имеет свой динамический, нравственный рейтинг. Общество постоянно “перетряхивается” в плане максимального высвобождения и проявления своих позитивных потенций.
14. Нравственные ценности – это не частный случай в ряду «общественного самосознания» и «укрепления демократии», но то, чем обеспечиваются в конечном счёте и общественное самосозание, и укрепление демократии. Мы считаем, что основной питательной средой для идеологов межцивилизационного раскола, пропаганды ксенофобии, национального и религиозного экстремизма, а также для международной террористической деятельности служит в первую очередь массовая нравственная безграмотность. И мы убеждены, что взаимную социальную адаптацию различных культурных, этнических и конфессиональных групп населения и в нашей стране, и во всём мире способно обепечить лишь то образование, которое изначально строится на нравственном принципе.
15. Одна из основных задач, которая должна быть решена в ближайшее время – создание в обществе такой нравственной атмосферы, при которой руководитель любого ранга на своём государственном посту оказался бы вынужден воздерживаться от дискредитирующих власть поступков, сохранять и приумножать результаты своего и общественного труда на общее благо.