Впервые в России! Пути «из варяг в греки»… не было!

Впервые в России!
• Сергей Лесной
«История «руссов» в неизвращенном виде» (Париж; Мюнхен, 1953—60)

• От издателей: Пути «из варяг в греки»… не было! :
http://www.zrd.spb.ru/lesnoy.htm

«Представление, что русская государственность началась с призвания варягов, должно отпасть, как совершенно негодное. В момент появления Рюрика в Новгороде, в Киеве уже существовало государство, воевавшее, заключавшее международные договоры, внушавшее своей силой уважение даже таким государствам, как Византия», – пишет в своем труде Сергей Лесной. Много негодных и лживых наветов сбросил автор с русской истории в этой работе.

Именно такие книги формируют нашу национальную гордость и дают необходимые знания для движения вперёд.

Твердая обложка, 1 тыс. стр.

Для получения книги необходимо выслать 595 руб. по адресу:
190103, С.-Петербург, а/я 170, Перину Роману Людвиговичу
(в стоимость входят расходы по пересылке в пределах России)

Адрес редакции: zrdspb@gmail.com

Пути «из варяг в греки»… не было!

В 2009 г. нашими усилиями (редакцией "за Русское Дело") в России впервые была издана работа Сергея Лесного (Парамонова) «Влесова Книга» («Потаённое»-«Апи», СПб). С. Лесной - один из её первых переводчиков и комментаторов. В 2011 г. мы с огромным удовлетворением публикуем итог многолетнего титанического труда Сергея Яковлевича «История «руссов» в неизвращённом виде». Подлинник книги состоит из 10 томиков, за обнаружение которых мы благодарим нашего неизменного помощника Наталию Гаттас (США). Решение оперативно издать «Историю «руссов»…» одним томом продиктовано нашими более чем скромными финансовыми возможностями и неопределённостью нашего собственного будущего. Книга получилась большая, и она, уважаемый читатель, стоит потраченных на её издание денег.

Основной лейтмотив исследовательского порыва С. Лесного – в его неприятии так называемой «норманской теории», которая, несмотря на свою очевидную нелепость, прочно присосалась к днищу корабля русской государственности и культуры, «органично» вписавшись в нашу древнюю историю в виде отнюдь не безобидного довеска.

«Представление о том, что русская государственность началась с призвания варягов, должно отпасть как совершенно негодное. В момент появления Рюрика в Новгороде, в Киеве уже существовало государство, воевавшее, заключавшее международные договоры, внушавшее своей силой уважение даже таким государствам, как Византия», - пишет в своей книге Сергей Лесной.

Сергей Яковлевич видит Русь VIII-IX-X вв. с хорошо развитой государственностью, письменным делопроизводством (заключение международных договоров подразумевает, само собой, владение письменностью), с высоким общественным мiроустройством. На основании этого Русь строила свои отношения с «двумя Римами» – Византией и Ватиканом - успешно одерживая над ними верх как на поле брани, так и на дипломатическом поприще.

Прискорбно наблюдать, как на каком-то этапе своей эволюции Российская Греко-Православная церковь (РГПЦ, ныне РПЦ) приняла в качестве своего идеологического оружия версию древней истории Руси, придуманную для нас, русских, приезжими немцами-«академиками» Миллером, Шлёцером, Байером и др. и затем выданную «на-гора» блистательным Н.М. Карамзиным. Вот что, к примеру, заявил недавно на ТВ-канале «Россия» патриарх РПЦ Кирилл:

«В каком-то смысле мы церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещённого греко-римского мира и пошли с проповедью к славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пришли просвещённые мужи, понесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное – они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие» («Потаённое» №1/47, 2011).

Вскользь заметим: сколько же здесь у патриарха РПЦ Кирилла неприкрытой ненависти к Русскому народу! Зачем он произнёс эти унизительные и грязные слова? Какие бесы его дёргали?

В современной «истории древней Руси» момент обнаружения в Корсуни в Крыму «просветителем славянства Кириллом» Евангелия и Псалтыри уже переведённых на русский язык, преподносится как мало что значащий (то ли было, то ли не было) эпизод. С.Лесной на основании многих первоисточников раскрывает этот эпизод во всей полноте. Именно по этим книгам Кирилл изучил русский язык, грамматическими и стилистическими средствами которого и оказался возможным перевод достаточно сложных по смыслу текстов Евангелия и Псалтыри. Затем чисто мошенническим путём будущие святые Кирилл и Мефодий скомпилировали часть графических знаков из ВсеяСветной Грамоты Руси Великой, якобы ими же изобретённых, для обозначения русских фонем. Фонетическая азбука вовсе не подразумевает обозначение графическими знаками всех фонем разговорного языка. В русском разговорном языке 44 фонемы. Обозначение их всех на письме достаточно сложными, в добавок ко всему, по своему начертанию знаками ВсеяСветной Грамоты означало диверсию, затормозившую развитие русской словесности на 800 лет, – ситуацию выправил М.В. Ломоносов, заложивший основы общедоступного русского литературного языка в своём труде «Российская грамматика» (1755).

Путаница, недоговорённость, фальсификация, заведомо и умышленно вписанные в нашу древнюю историю, и есть то «ружьё», которым «историки» стреляют в наше прошлое. А оно отвечает нам выстрелами из пушки. Приведём совсем свежий пример.

Изучая современную патриотическую газету «Русский Вестник» №3 за 2011 г., мы обратили внимание на статью Ивана Иванова «Аскольд и Дир. Исторические фальсификации». Она заканчивается так:

«Напоследок хочется обратиться к русским учёным-историкам и напомнить им слова из Евангелия: Не давайте святыни псам, и не давайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7,6).

В этих словах звучит серьёзное предупреждение нам, ибо подлинная наша история является священной историей, окончательное попрание которой ознаменует окончательную гибель Русского народа».

На столь бескомпромиссном, мягко говоря, полемическом накале газета реагирует на сообщение в СМИ о том, что Украинская Православная церковь (УПЦ МП) инициирует канонизацию киевского князя-мученика Оскольда (Аскольда). 27 декабря 2010 г. по благословению Предстоятеля УПЦ (МП) блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия были проведены научные чтения, приуроченные к 1150-летию заключения в 860 г. мирного договора между Киевской Русью и Византией и принятию после этого крещения Великим князем Киевским Оскольдом (Аскольдом). На этих чтениях была дана оценка мученическому подвигу князя Аскольда, «убиенного за веру Христову в 882 г. язычниками во главе с новгородским воеводой-язычником Олегом». Кроме того, было принято решение создать Комиссию по подготовке материалов для канонизации Великого князя Киевского Оскольда-Аскольда как мученика за веру Христову.

Суть пространной статьи И. Иванова «Аскольд и Дир. Исторические фальсификации» сводится к тому, что не может быть и речи о канонизации князя Аскольда, поскольку он сам и его сообщник князь Дир «после службы у Рюрика … стали варяжскими наёмниками Хазарского каганата … и потому увереннее можно говорить не о крещении Аскольда и Дира, а о принятии ими иудаизма». И. Иванов пишет: «Безусловно, после ухода от Рюрика и захвата Киева Аскольд и Дир могли стать князьями, но только самозваными, или получить княжеский титул от новых хозяев - хазар».

В своих доводах И. Иванов ссылается на русские летописи и на изыскания русских учёных-историков (перечисляются они сами и их труды) XIX-XX вв. К тем же учёным-историкам (перечисляются они сами и их труды), на которых прямо или косвенно опирались выступающие на «научных чтениях» в Ужгороде 27 декабря 2010 г., как раз и обращены слова из Евангелия про святыни, которые не надо давать псам, и про жемчуг, которые не следует метать перед свиньями…

Из-за чего горит сыр-бор? Из-за чего нагнетается никому не нужная напряжённость внутри РПЦ, а вслед за ней и между двумя славянскими народами-братьями? Да из-за того, что ужгородские богословы (надо полагать, с соответствующим прицелом) заговорили о том, что христианство-то, оказывается, было принято не при князе-крестителе Владимире, а при князе-крестителе «Оскольде». «Вот так, «просвещённые» умы, - заключает И. Иванов, - берутся трактовать нашу древнюю русскую историю. В результате их изысканий изменники и проходимцы становятся героями, первое крещение Руси происходит в IX в. при Аскольде и Дире, а отнесение его ко времени Великого князя Владимира является следствием «многолинейной и многоаспектной идеологической диверсии» русских националистов».

Мы не поддерживаем какую-то одну сторону. Но наш взгляд невольно задержался на фразе в статье И. Иванова «подлинная наша история является священной историей…». Получается, что тот вариант истории древней Руси, на котором настаивает РПЦ, а вслед за ней и историк И. Иванов, «подлинная» и «священная», а вариант, предлагаемый в стенах Ужгородской украинской богословской академии, ну ни на что не годится! И это весьма и весьма прискорбно, так как конфликт разгорается на ровном месте, поскольку история древней Руси остаётся до сих пор практически неизученной. Восстанавливая историческую честь и достоинство Русского народа, это блистательно доказал Сергей Яковлевич Лесной (Парамонов) в своём капитальном исследовании «История «руссов» в неизвращённом виде». Далеко не все первоисточники, сохранившиеся в архивах стран Запада и Востока, а также самой России, как им выяснилось, были изучены. Согласно С. Лесному, христианизация на Руси началась не с Аскольда-крестителя и не с Владимира-крестителя, а на банально-бытовом уровне. Некоторые русские люди, общаясь с Византией в качестве торговцев-купцов или нанимаясь на службу в войско Византии, проникались идеями христианства и по возвращении домой склоняли к нему своих родных или друзей. И в этом веротерпимое «язычество» никогда никому не препятствовало. Так продолжалось не одно столетие. Князь Аскольд был первым, кто попытался насаждать его принудительно, за что и был умерщвлён самими киевлянами. «Вещий Олег» к его убийству, как выяснил С. Лесной, отношения не имеет.

Кроме того, С. Лесной убедительно доказал, что никакого Пути «из варяг в греки» не было и не могло быть по той простой причине, что днепровские пороги (некоторые были водопадами) на самом деле не затрудняли сквозное плавание по Днепру торговых судов, а делали его совершенно невозможным из-за своей свирепости. Ничего, доказывающего реальность существования этого «Пути», не обнаружила и современная археология, хотя и помалкивает об этом. Выше этих порогов-водопадов и ниже их Днепр служил для внутреннего сообщения расположенных по его берегам поселений славян. Не более того. Никакого Пути «из варяг в греки» по определению не могло быть хотя бы потому, что странам Северной Европы абсолютно нечего было предложить рынкам Византии – т. е. тем самым «грекам».

Отрицание С. Лесным существования «Пути из варяг в греки», основанное на глубоко научной проработке этой темы, по своей дерзости идентично отрицанию существования на Руси авторами «Новой хронологии» академиками из МГУ А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским «300-летнего татаро-монгольского ига». Так же, как и «иго», Путь «из варяг в греки» был искусственно вписан в историю древней Руси вышеупомянутыми немцами-«академиками» с единственной целью – исторически унизить и оскорбить Русский народ. Дескать, Русские, общаясь на этом «Пути» с цивилизованными западноевропейцами, именно от них получили первые навыки культуры и образованности.
На самом деле, действительно великий торговый путь представляла собой река Волга и её восточные притоки. Именно по Волге новгородские купцы вели активную торговлю с народами, проживающими на её берегах, а также со странами Ближнего Востока. Этому не в силах была препятствовать даже Хазария, какое-то время приспособившая собирать дань с русских купцов на этом пути. Русь, поставляя в страны Востока в основном холодное оружие и меха, тем не менее, и в экономическом, и в культурном отношениях была настолько самодостаточна, что кроме денег в обратном направлении мало что везла: её интересовали не деньги сами по себе, а… серебро, из которого на Востоке изготовлялись монеты. Причина весьма и весьма любопытная – на Руси не было собственных месторождений серебра, и монеты шли затем в переплавку и в перековку на… украшения для женщин!

Согласно «полузасекреченной» ныне Иоакимовой летописи (написана первым новгородским архиепископом Иоакимом Корсунянином в 1020-х гг.), Новгородчина на севере граничила с ещё одним русским государством-княжеством - Бармией (Биармией), на территории которого некоторое время укрывался отец новгородского князи Гостомысла – князь Буривой, когда однажды на Новгород в конце VIII века неожиданно напала шайка скандинавов-норманов. Бармы-биармы являются предками современных поморов. Есть предположение, что город Пермь это древняя столица Бармии-Биармии. Через неё проходил ещё один великий торговый путь древних Руссов «Архангельск – Холмогоры – Южный Урал – Центральная Сибирь – бухта Уня (ныне бухта Золотой Рог, г. Владивосток) - страны Дальнего Востока».

Отрицание Пути «из варяг в греки», столь замечательно выполненное С. Лесным полвека назад, независимо от него подтверждается современными незашоренными историками. Выходу в свет книги «История «руссов» в неизвращённом виде», надо полагать, обрадуется В.И. Евдокимов, который пишет:

«Путь из «варяг в греки» такой же миф, как озоновые дыры, Великий шёлковый путь, монголо-татарское иго, американская лунная экспедиция, глобальное потепление климата, секретные протоколы к пакту «Риббентроп - Молотов», НЛО, база дисколётов III Рейха в Антарктиде, разрушение башен-близнецов в Нью-Йорке арабскими террористами и т.д.

…эти события зафиксированы не где-нибудь, а в многочисленных изданиях, в том числе в солидных монографиях великих авторитетных людей. Они украшают книжные полки и свидетельствуют о том, что их владелец – умный человек» (Евдокимов В.И. Существовал ли путь из «варяг в греки»? «Своими именами» № 11/29, 2011).

Путь «из варяг в греки» — составная часть пресловутой «норманской теории», пустившая свои метастазы настолько глубоко, что даже в конце ХХ- начале XXI вв. некоторые русские патриоты-публицисты её поддерживают. Например, В.В. Кожинов полагает, что основоположник династии Рюриковичей на Руси князь Рюрик – «…сын датского (ютландского) конунга Хальвдана, родившийся в начале IX века, как полагают около 817 года» (Кожинов В.В. История Руси. Современный взгляд. «Моск. Учебник - 2000», 1997, стр. 288). На самом деле, отцом Рюрика был князь одного из славянских племён с берегов Лабы (Эльбы), а матерью дочь новгородского князя Гостомысла – Умила. Вопрос призвания Рюриков на княжения, как и многие другие вопросы с максимальной добросовестностью как раз и исследуется в предлагаемой нашему читателю книге С. Лесного.

...Так получилось, что книги Сергея Лесного мы знали лучше, чем его биографию. Благодаря настойчивым поискам нашего друга Наталии Гаттас удалось найти дополнительные сведения о С. Лесном, в том числе некролог и фотографии могилы.

Итак, что известно на сегодняшний день о нашем авторе.

Сергей Яковлевич Парамонов (псевдоним — Сергей Лесной; 1894 - 22.09.1967) историк и писатель, автор ряда исследований, посвящённых древнерусской истории и литературе.

Родился в Харькове. Окончил Киевский университет. Дипломированный биолог (этномолог), доктор наук. До 1941 г. занимал пост директора Зоологического музея АН Украины. В 1941 г. не эвакуировался при наступлении германских войск, решив спасти коллекцию Зоологического музея. Четыре года он провел в концлагере Мюнден, откуда был освобождён частями Британской армии в 1945 г. С 1945 г. жил в Париже и Лондоне. С 1947 г. профессор в Университете Канберры (Австралия).

Ещё удалось найти упоминание о Сергее Парамонове в воспоминаниях австралийского этнографа Ольги Гостины из рода Кочубеев, опубликованных в журнале «Австралиада»:

«Русский язык в то время у меня был очень плохой, но все-таки это был не чужой язык. Когда я жила в общежитии, в Университетском доме (University House), в Канберре, там жил очень знаменитый пожилой русский энтомолог и историк, доктор Сергей Парамонов. Он казался нелюдимом, но понемножку он начал со мной говорить, я думаю, что он решил немного помочь мне улучшить мой русский, он начал приглашать меня к себе в комнату и играл на пианино, и пел какие-то русские песни, и показывал мне своих мух, и постепенно он стал мне, как отец. Когда я познакомилась с Виктором, Сергей Яковлевич очень хотел, чтобы мы поженились. А я не хотела выходить замуж, я хотела вернуться в Африку или ехать на Новую Гвинею и там работать, и ни за что не хотела жить в Австралии и вести «буржуазную жизнь», как я это называла, со своим домиком и садиком. Я хотела настоящей жизни, я хотела жить с людьми, которые страдают. А Парамонов мне говорил, что все это глупости; вскоре после нашего обручения он заболел и умер в больнице. И когда мы обвенчались, мой свадебный букет мы положили ему на могилу».

(«Австралиада», no. 24, 2000, pp. 21-24, no. 25, 2000, pp. 10-13).

Из некролога «Сергей Лесной» Ольги де Клапье в журнале «Возрождение», №193, 1968 г.:

«Жил человеком одиноким, семьи не оставил. Хорошо знал три иностранных языка и классическую литературу Германии, Франции и Англии, не говоря о русской.

Целью своей жизни он поставил выяснение истинного происхождения Руси и опровержение «обманного» официально установленного мнения, что культура на Руси началась лишь с варягами и с византийским влиянием.

…Лесной был метким, нередко страстным полемистом. Молодым ученым он объездил российскую глушь, знал и устье Днестра, и Уральские ущелья.

Долголетний сотрудник «Возрождения», Сергей Яковлевич Лесной, был моим корреспондентом в течение последних пяти лет. Переписывались мы с ним на темы литературные, философские и политические.

Лучшим венком на его могилу будет внимание русских читателей к его трудам».

Сергей Лесной автор:

«Слово о Полку Игореве. Исследование в четырех томах. К 150-летию со дня опубликования» (Париж, 1950-53)
«Чертовщина под Лысой горой» (Париж, 1952)
«История «руссов» в неизвращенном виде» (Париж; Мюнхен, 1953—60)
«Пересмотр основ истории славян» (Мельбурн, 1956)
«Кто создал древнюю Русь: Славяне или германцы?» (Париж, 1960, «Возрождение» № 108)
«Откуда ты, Русь?» (Виннипег, 1962) (Переиздана в России в 1995 г.)
«Влесова Книга» (Виннипег, 1966) (Переиздана в России в 2009 г.)
«Из далекого прошлого славян» (Мельбурн, 1967).
Сейчас мы с удовольствием добавим: «История «руссов» в неизвращенном виде» (Париж; Мюнхен, 1953—60). Переиздана в России в 2011 г.).

Именно такие книги формируют национальную гордость и дают необходимые знания для движения вперёд.

Олег ГУСЕВ
Роман ПЕРИН

СОДЕРЖАНИЕ

От издателей.........................................................................................................5

Том 1
Отавтора ............................................................................................................15
О первой странице истории руссов …............................................................19
Первая беседа патриарха Фотия по случаю нашествия Россов …...............32
Вторая беседа патриарха Фотия по случаю нашествия Россов …..............36
О свидетельстве Лиудпранда …......................................................................47
О послах народа «Рос» в 839 году …..............................................................52
Константин Багрянородный о названиях днепровских порогов ….............60
Константин Багрянородный о пути «из варяг в грекы» …...........................75

Том 2
Предисловие автора ко второму выпуску ….................................................94
Что означает выражение «нача ся прозывати Русская земля» в летописи?..................................................................................................................99
О хронологии общей истории в русской летописи ….................................105
Почему новгородцы стали называться «Русью»? …...................................110
О послах руссов к грекам в 907 и 911 годах …............................................124
О послах руссов к грекам в 945 году …........................................................130
Об имени «Святослав» …...............................................................................148
Варяжское ли имя «Владимир»? …...............................................................150
Несколько слов о Кие, Щеке и Хориве …....................................................153
Была ли княгиня Ольга славянкой? …..........................................................156
Об именах первых русских князей …...........................................................161
Принадлежал ли Рюрик к племени Русь? …................................................171
Разгадка истории призвания варягов …........................................................178
Свидетельство Фотия о христианстве на Руси до Владимира …...............189

Том 3
К истории призвания варягов …....................................................................198
Русь: славяне или норманы? …......................................................................205
Несколько слов об эволюции норманизма …...............................................213
Советские историки и норманизм ….............................................................220
Кое-что о норманистах …...............................................................................225
О скандинавских словах в русском языке …................................................232
Скандинавские имена на первых страницах истории руссов …................240
Существовал ли договор 907 г. Руси с греками? ….....................................251
Был ли Новгород колыбелью русского государства? ….............................264
Об одной исландской саге ….........................................................................268
О действительном образе русского летописца …........................................275
Как создалась русская летопись? …..............................................................287
По поводу одной критики …..........................................................................299

Том 4
Существовало ли «призвание варягов»? …..................................................304
Когда началось русское летописание?..........................................................312
О крещении князя Аскольда...........................................................................322
Древнейшее точное сообщение о руссах ….................................................331
О значении пути «из Варяг в Греки» …........................................................347
Роль варягов в создании русской государственности ….............................366
Разговор с историками «по душам» …..........................................................381
Десять выводов проф. П. Ковалевского …...................................................389
Ещё о том же норманисте …..........................................................................400

Том 5
Иоакимовская летопись и её значение .........................................................410
Когда, где и при каких обстоятельствах совершилось крещение Владимира Великого ................................................................................................................450
О первом крещении Руси до Владимира ......................................................470
Ещё о нападении руссов на Царьград …......................................................475
Сказка 1002-й ночи С. А. Жебелева …..........................................................486
Мюнхгаузеновщина на поле истории ….......................................................492
В помощь хронологическим вычислениям …..............................................514

Том 6
Древнеарабское сообщение о руссах VII века .............................................520
Достойные внимания подробности …...........................................................523
«Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет» …...............................523
Ещё о призвании варягов …...........................................................................524
Об имени Рюрик ….........................................................................................525
О слове «варяг» …...........................................................................................527
Кто были роксоланы? ….................................................................................529
Кто были «лензанины» Константина Багрянородного? ….........................530
Что означает выражение: «Роди же нарицаемии Руси?» …........................530
О Пургасовой Руси ….....................................................................................531
О чистоте языка солунян …...........................................................................533
О языке Московского свода конца XV века …............................................534
О церкви св. Илии в Киеве …........................................................................536
Через какой слой населения проникло христианство на Русь? ….............537
Об именах Светослав, Светополк и др. …...................................................539
О значении слова «ушь» …............................................................................541
О смерти Романа – князя Галицкого ….........................................................541
Откуда происходит имя «полочане»? ….......................................................542
О словах «огурец» и «свекла» …...................................................................543
О смерти Светослава, сына Владимира Великого …..................................544
О «варягах» и «Руси» ….................................................................................545
О значении слова «бель» в летописях …......................................................547
О значении календаря древних руссов ….....................................................551
Где была «Артанская Русь»? ….....................................................................553
О слове «поганый» ….....................................................................................556
О характере постановлений «Русской Правды» …......................................557
О двух пунктах устава Владимира Мономаха ….........................................560
О тавроскифах ….............................................................................................562
О Danengelt …..................................................................................................563
Что означало слово «смерд»? …....................................................................565
Кто был отец Рюрика и как его звали? ….....................................................568
«Влесова книга» — новый, совершенно неизученный источник о древней языческой Руси …..................................................................................................573
Разбор текста одной из фотографированных «дощечек Изенбека» …......586
Новейшее изощрение норманизма …............................................................595
О новоявленном сверхнорманисте …............................................................611
О так называемой «Записке готского топарха» ….......................................621

Том 7
Фонетика древних «руссов» на основании изучения венгерского языка..626
Древнееврейский источник о потомках Яфета …........................................629
Дополнения и фактические исправления к книге М. И. Тихомирова «Древнерусские города» …..................................................................................634
Сообщение Феофана о руссах VIII века …...................................................647
Краткий конспект истории древней Руси ….................................................651
Несколько слов «pro domo sua» ….................................................................670
Где и почему растёт «развесистая клюква» ….............................................682
О новгородских посадниках …......................................................................687
Отрывок «Влесовой книги» о Кие, Щеке и Хореве …................................700
Отрывок «Влесовой книги» о Богумире …..................................................703
О слове «скот» …............................................................................................714
Мы и норманизм ….........................................................................................716
Кто был первым митрополитом древней Руси? ….....................................724

Том 8
Владимир Великий и его дело........................................................................731
Где была Тьмуторокань? …............................................................................754
Меховые и кожаные деньги в древней Руси …............................................766
Об Эймундовой саге …...................................................................................787
О десятой дощечке Изенбека (о Богумире) ….............................................792
О начальных датах истории Руси …..............................................................797
Когда и где крестилась княгиня Ольга ….....................................................804
В помощь историку-любителю (библиография о древней Руси) …..........809

Том 9
О начале славянской письменности .............................................................856
Металлические деньги в древней Руси …....................................................879
Другой разговор с историками …..................................................................904
Не признак ли просветления? …....................................................................914
Еще об Артанской Руси ….............................................................................918
Норманизм и новейшие успехи археологии …............................................921
Тень норманизма на советской науке ….......................................................929
Об историках-любителях …...........................................................................935
Достойные внимания подробности …...........................................................948
Еще о славянстве Рюрика …..........................................................................948
О ругах и руссах ….........................................................................................949
Что мы знаем о роксоланах ….......................................................................950
Олег и Киев как столица …............................................................................957
Были ли древние руссы идолопоклонниками и приносили ли они человеческие жертвы? ….................................................................................................957
О выражении «драться» ….............................................................................960
Несколько слов об Иоакимовской летописи …............................................961

Том 10
От автора ….....................................................................................................966
О нападении руссов на Царьград в 626 г …................................................970
Восточные писатели о древней Руси ….......................................................976
Свидетельство Хордадбега ….......................................................................977
Сообщение Аль-Джайгани о Руси …...........................................................980
Сообщение Ибн-Фадлана о Руссах …...........................................................981
Сообщение Ибн-Росте о древней Руси ….....................................................992
Сообщение Аль-Масуди о славянах и руссах …..........................................998
Сообщение Ибн-Мискавейхи о походе руссов в 943—944 в Бердаа ......1004
Сообщение Ибн-Якуба о славянах …..........................................................1007
Сообщение Ибн-Хаукаля о руссах …..........................................................1011
Сообщение Идриси о Руси ….......................................................................1013
Выписка Штраленберга из «Истории Киева» патриарха Константина ..1018
Н. П. Погодин и норманизм ….....................................................................1021
О подлинности «дощечек Изенбека» …......................................................1024
О хазарской миссии св. Кирилла …............................................................1026
О наследстве средневековых авторов ….....................................................1030
Был ли Нестор компилятором во введении к своей летописи? …...........1032
Предпосылки образования древне-русского государства (о работе ак. Б. А. Рыбакова) ….........................................................................................................1035
Достойные внимания подробности ….........................................................1046
Еще о слове «бель» …...................................................................................1046
Что значит название «Холмогоры»? ….......................................................1047
О нападении князя Бравлина на Крым …...................................................1050
Еще о человеческих жертвоприношениях руссов ….................................1052
Сделал ли русский летописец ошибку, сказавши: «и поидоша за море, к варягом, к Руси»? …............................................................................................1053
В помощь историку-любителю (библиография о древней Руси) …........1058
«Дощечки Изенбека» и русская общественность …..................................1064
Послесловие …..............................................................................................1069
Приложение …...............................................................................................1070